Тема: кинезитерапия – новый взгляд на лечение болезней нервной системы
Ведущий: Наталья Наделяева
– Существует сложившаяся практика, что заболевания нервной системы нужно изначально лечить лекарствами. Даже маленьким детям почти с рождения сразу назначают препараты. Однако, появился новый взгляд в этой сфере. «Движение – жизнь», говорят кинезитерапевты. Сегодня в студии главный врач центра кинезитерапии, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, иммунолог Наталья Викторовна Климова. Здравствуйте.
– Добрый день.
– Что за новый взгляд?
– Его новым можно назвать относительно. Потому что за рубежом во всем мире и у нас во многих центрах адаптивная физкультура, лечебная физкультура как одно из названий «кинезитерапия» применяются достаточно давно. Более того, еще в 1887 году один из итальянских физиологов первую свою диссертацию написал по фармакологии, а вторая, докторская, у него уже была посвящена физиологии. Ему принадлежит такая фраза, что физическое упражнение может заменить огромное количество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физическое упражнение. Природа сама помогает. Очень много деток с рисками реализации неврологических заболеваний. И уже, к сожалению, с развившимися заболеваниями, которые не получили в свое время или не получают до сих пор именно эволюционные методы стимулирования нервной системы. Потому что в основном это лекарственные препараты.
– Выявляются какие-то определенные нарушения, и врач рекомендует массаж. Массаж и кинезитерапия – это разные вещи?
– Их невозможно сравнивать. Это разные подходы. Массаж – это стимуляция, улучшение рефлекторных моментов, кожа, кровообращение в мышечных органах, общие прикосновения к ребенку. Массаж – это стимуляция и улучшение мягких тканей, мышечных тканей, нервной системы. А кинезитерапия – это конкретное воздействие на возможность формирования нужных движений для развития нервной системы. Потому что нервная система в силу различных обстоятельств, в которых находился ребенок или плод, не имеет возможности реализовывать весь свой потенциал. И нам нужно нервную систему «разбудить», показать ей дорогу. Для этого существует понятие «эволюционная неврология» или «рефлекторная локомоция», гимнастика. Метод Войта, например. Ему уже больше 50 лет. Доктор использует свои знания, стимулирует определенные точки на теле у ребенка или взрослого человека, если это заболевание, требующее Войта-методики во взрослом возрасте. И рефлекторно организм выдает то движение, которое эволюционно присутствует у него. И это видит нервная система, она «просыпается», она начинает брать контроль над этими движениями. И уже на этих рефлекторных движениях потом развиваются те, которые нужны уже непосредственно в жизни человека.
– Когда нужно говорить о физкультуре лечебной, о кинезитерапии?
– Всегда. Физкультура нужна всегда. Для здорового ребенка чтобы он становился лучше и чтобы у него была профилактика заболеваний. Для больного ребенка – чтобы он справлялся со своими проблемами, включая самые сильные стороны своего организма. То есть, мышечную систему, которая является опорой, которая держит кости и обеспечивает нормальную жизнедеятельность всем другим органам. В том числе нервной системе. Потому что именно движение мышцы является первым стимулом для включения нервной системы.
– Мы говорили о методе кинезитерпапии и войта-терапии. Еще есть какие-то методы?
– Конечно. Войта-терапия – это метод рефлекторной локомоции, который нужен в самом раннем возрасте. Начиная с самых глубоко недоношенных деток. Наши доктора регулярно учатся за рубежом, там основную свою практику делают у кувеза, когда ребенок еще лежит искусственной вентиляции легких, когда от совсем маленький – от 500 грамм. И уже начинают стимулировать движения, чтобы нервная система начинала жить и откликаться на окружающее. Чем раньше недоношенный ребенок получит рефлектороное воздействие, тем меньше риск, что его нервная система отстанет, не сможет адаптироваться. И тем меньше риск тяжелых заболеваний, того же детского церебрального паралича. Дальше у нас идет уже бобат-терапия. Рефлекторные моменты закончились у ребенка, появились движения, он уже пытается их согласовывать, видит, что такое рука, как и куда ей тянуться. И если у него не хватает правильных осознанных двигательных навыков, тут уже бобат-терапия. Мы ему навязываем те движения, которые у него должны быть. Чтобы он правильно опирался, правильно переворачивался, вовремя сел, подкачал свою спину, ноги, чтобы встать. Это бобат-терапия – методика, которая направлена на формирование определенных двигательных навыков. А дальше уже есть следующие методики, для осуществления которых необходим контакт уже с пациентом осмысленный. Мы говорим пациенту делать движение напротив нашего упора или наоборот – сопротивляться при этом. Проприоцептивная нейромышечная фасилитация – жуткое название, мы его коротко называем PNF. Это база: Войта, бобат и PNF. У нас еще есть экзарта – это методика, которая позволяет человеку прокачать глубокие мышцы позвоночника для того, чтобы были стабильным, позвончник себя чувствовал лучше. Это профилактика различных протрузий, грыж. Когда мы правильно занимаемся, мы можем обходиться без оперативного лечения.
– С инсультниками работаете?
– Конечно. У нас большая группа – это детки с детским церебральным параличом, но любые нарушения двигательной активности, болевой синдром опорно-двитального аппарата любой. И после инсультов, и после травм, и остеохондрозы тяжелые, грыжи, протрузии, артрозы ральзичные. Все, что нарушает движение мышц и в итоге становится причиной дальнейшего ухудшения состояния.
– Показывают фильмы различные, травмы у спортсменов, например. Я просто аналогию хочу провести. Скажите, кинезитерапия – это больно?
– Нет, конечно, не всегда это больно. Так же, как заниматься усиленно гимнастикой. Какие-то моменты мы делаем через боль, какие-то нам уже легко даются. Ребенку маленькому, когда мы делаем ему Войт,он всегда кричит. Это неприятно. Не до такой степени больно, как он кричит, потому что мы там воздействуем какое-то определенное время, какое-то количество раз вызываем у него это рефлекторное движение. Ему это в принципе некомфортно.
– Но это работа.
– Это мышечная работа. Это включение нервной системы. Эмоциональный фон ребенка если бы имел значение, в меньшей степени, как при массаже.
– Эффективность вы видите какую?
– В каждом случае разная будет эффективность. Самое главное – поставить правильную цель. При каких-то более или менее легких нарушениях и при возможностях организма человека мы видим, что мы можем его из лежачего состояния поднять. А при каких-то состояниях мы можем научить его переворачиваться. Или как-то двигать рукой, подносить ложку ко рту, хотя бы просто повернуть голову, принять положение тела, чтобы пролежни не образовывались. В каждом конкретном случае в зависимости от исходного состояния будут свои цели. Которые направлены на улучшение возможностей человека по контролю над своим телом, по борьбе с тем состоянием, которое у него есть. Есть заболевания, которые не лечатся. Различные прогрессирующие заболевания нервной системы, как склероз рассеянный и так далее. Их целая группа. Но мы можем хотя бы приостановить, продлить человеку более качественный период его жизни. Можем заставить мышцы тренироваться, при тех же миопатиях, когда вроде мышцы слабеют, это неизбежно, но если ее дозировано и постоянно включать в жизнь, то она дольше.
– Какой эффект вы заметили быстро? Когда уже пациенты вас благодарили, например.
– Быстро – это когда у человека вот так рука согнута много лет после инсульта, а доктор делает движение правильное и помогает, он разгибает пальцы сразу.
– И такие есть результаты?
– Это не потому, что у нас такая волшебная методика, это использование приема, который позволяет достичь этого, когда там еще не сформирована контрактура, например, костная. Пациент удивляется – как так получилось. Конечно, когда наш ребенок, один из тех, кто получает комплексную терапию по гранту благотворительного фонда, когда он сам пошел. Они занимаются с сентября регулярно теми методиками, которые в комплексный грант входят, и другими направлениями. И вот мама видит, что ребенок пошел. И конечно все очень рады.
– Вы говорите о гранте, который реализуют через благотворительный фонд «Мама» сейчас. Его начали давно уже, и в массы его нес Амурский союз женщин. А сейчас есть возможность получить помощь в рамках этого гранта.
– Именно Амурский союз женщин начал грант по информированию населения области, по привлечению к этому вопросу. Мы в рамках помощи смогли кинезитерапию провести на базе детского дома для детей. После этого родители, которые собрались в благотворительный фонд «Мама», начали более активную работу и уже взяли эту обязанность на себя. Сегодня информацию любой житель области может получить от благотворительного фонда «Мама» о возможностях реабилитации, об эффективных методиках. Потому что эти мамы со своими детьми объехали все, что есть в России и за ее пределами. И на своем опыте знают, что может быть эффективно, в каком случае. И очень активно делятся информацией. Сейчас в рамках комплексной реабилитации, гранта, который амурский благотворительный фонд «Мама» реализует с сентября, получают помощь 30 детей. И периодически еще кто-то помогает, когда есть дополнительные средства. Сейчас мы готовим новый грант, который будет будет продолжать начатое дело. Потому что у многих детей хорошая, положительная динамика, родители настроены. Основное условие эффекта от кинезитерапии – это ее регулярность, поступательность движения вперед.
– Это нельзя бросать.
– Ничего нельзя бросать, если это начато, помогает и призвано что-то делать. Но в этом случае для таких деток это основное условие. Они должны всегда двигаться вперед.
– Как попасть в этот грант?
– В любом случае нужно обращаться в благотворительный фонд для того, чтобы они посмотрели, какие есть документы, какие проблемы, какие возможности у людей. Вместе все решают, кого они приглашают, кого нет. 30 детей – это достаточно большая группа.
– «Движение – жизнь» – это главное, наверное. Еще древние врачи говорили. Спасибо большое, что сегодня пришли к нам. Мы говорили о том, как в области реализуется проект по кинезитерапии, о том, что это новый взгляд на лечение болезней нервной системы. Спасибо.
– Спасибо.
Источник: Amur.Info - Простые вопросы - Наталья Климова - главный врач центра кинезитерапии