Расписание наших детей забито до отказа: школа, уроки, кружки, репетиторы, соревнования. Иметь свободное время сегодня даже как-то неловко. Кому важнее быть быстрее, сильнее, умнее сверстников - детям или их родителям?
Несколько десятилетий назад мы были теми детьми, которые возвращались из школы, и бросив портфель, убегали гулять во двор. За наше развитие отвечали друзья, игры, книги и телевизор с федеральными каналами. Некоторые пару раз в неделю ходили на кружок. Сегодня количество секций, развивающих занятий и прочего растет пропорционально родительскому беспокойству.
Что заставляет современных родителей так стремиться к совершенству? Одни хотят компенсировать свои собственные недоступные, или упущенные возможности, другие стремятся сделать детей максимально подготовленными к взрослой жизни. Третьи мысленно борются с другими родителями за звание лучшей матери. Происходит подмена ценностей: качество уступает количеству, вопрос образование превращается в гонку. На самом деле нет зависимости между качеством вашего родительства, количеством кружков, которые посещает ваш ребёнок и тем, насколько успешным он сможет стать.
Зато загруженный по самую макушку ребёнок рано или поздно начинает страдать и важно не пропустить эти сигналы. На симптомы переутомления стоит реагировать ещё до того, как они станут хроническими и вовремя снизить обороты: пересмотреть график, обратить внимание на качество и длительность сна, скорректировать питание, добавить больше прогулок и отдыха.
Если вы наблюдаете у ребёнка усталость, раздражительность, жалобы на головную боль, частые ОРВИ, снижение успеваемости конфликты - снижайте нагрузку. Организуйте такой режим, при котором будут чередоваться периоды физической и умственной деятельности. Иногда полезнее и приятнее пойти погулять в парке, чем отправиться на тренировку (даже оплаченную).
Если в школе напряжённый период, требующий полной отдачи, пожертвуйте кружком хотя бы на это время.
Помните о пользе свободного времени. Каждый человек имеет право на отдых, праздность и ничегонеделание. Поверьте, это не так страшно, как кажется на первый взгляд.
Давать детям больше времени и возможности для игр, чтения и других неупорядоченных занятий необходимо для того, чтобы они научались ставить цели, искать возможности их достижения.
Те, кто регулярно занят в различных секциях - менее самостоятельны и целеустремленны, чем те, кто часто общается с друзьями и в целом предоставлен сам себе.
Если раньше дети познавали мир с помощью случайного опыта общения со сверстниками и добытой собственными силами информацией, то сейчас детей подталкивают и направляют взрослые, исходя из своих интересов и ощущений. Занятия и секции считаются полезнее общения, при этом от детей ждут успехов, желательно пропорционально вложенным усилиям.
Не забывайте, что детство это - не подготовка к взрослой жизни, а отдельный, сам по себе ценный период жизни.