Самая первая голосовая реакция в жизни каждого человека это крик при рождении. В дальнейшем крик приобретает тональный окрас, с помощью которого мама уже понимает, что хочет ребёнок, например «крик голода» отличается от крика, связанного с дискомфортом.
2-3 месяца - ребёнок с помощью крика может показывать, что недоволен прекращением общения, либо наоборот хочет внимания. Появляются специфические голосовые реакции-гуление («агукание», «повизгивание» «кряхтение»). Появляется интонация, обозначающая радость. Малыш реагирует на обращенную речь, отвечает улыбкой следит за мимикой и артикуляцией взрослого. В это же время ребёнок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источник звучания, поворачивать голову.
4-6 месяцев - появляется лепетная речь (ребёнок произносит звуки раннего онтогенеза (та-та-та; ма-ма-ма; га-га-га и т.д.). Ребёнок узнает голос матери, уже понимает интонацию взрослого, поддерживает игровое общение.
7-9 месяцев - происходит активное развитие лепетной речи. Малыш повторяет нравящиеся звуки, активно использует невербальное средство общения.
10-12 месяцев- появляются первые слова (мама, папа, баба). Ребёнок уже может комментировать ситуацию, понимает элементарные просьбы (дай, смотри и т.д.).
2 года - ребёнок показывает основные части своего тела. Активный словарь составляет более 50 слов, в речи присутствуют простые предложения, состоящее из двух слов. Есть понимание простых двухсоставных инструкций (дай, положи, иди, подойди к кровати - возьми мишку).
3 года - речевое развитие идёт очень быстрыми темпами. Пассивный словарь составляет больше 1000 слов, предложения приобретают более сложную структуру, есть понимание значения предлогов. Ребёнок называет свое имя, возраст, пол. Есть понимание количественного значения цифр.