Войта-терапия

Суть метода профессора Войты

Каждый новорождённый обладает правильной программой движения, которая заложена в нервной системе. При нарушениях в ЦНС блокируется связь между головным и спинным мозгом, управляющим скелетно-мышечным аппаратом. Движение разбалансировано, ребенок не умеет управлять своими позами. Чешский профессор обнаружил, что при надавливании на определенные точки тела происходит непроизвольное движение, одинаковое у всех людей. Регулярное и целенаправленное надавливание закрепляет рефлекс движения, восстанавливает связь между головным и спинным мозгом.

Войта-терапия помогает больным с поражением ЦНС (ДЦП, рассеянный склероз и др.); заболеваниями позвоночника, бедренного сустава; параличом конечностей или их деформацией; травмами конечностей; атрофией мышц; расстройством функций жевания, глотания, дыхания. Не рекомендуется применять этот метод во время воспалительных заболеваний с высокой температурой; сразу после прививки; во время беременности; при заболеваниях костей и пороках сердца; сразу после операции; при эпилепсии, когда не определено лечение; при негативных отношениях терапевта и пациента.

Принципы лечебного воздействия

Организм новорождённого уже знает, как хватать, глотать, поворачиваться, ходить и т.д. Люди рождаются с готовыми программами движения, которые включаются (или не включаются) по мере взросления. У больных детей «врожденные образцы» не активизируются из-за нарушений в центрах головного или спинного мозга. Однако эти программы можно «запустить» извне, раздражая определенные зоны на теле человека, используя рефлекторную локомоцию. В разгар работы – в 1968 году — профессор Войта вынужден был эмигрировать в Германию как политически неблагонадежный для коммунистической Чехословакии. С этого времени и до сегодняшнего дня ФРГ становится центром распространения нового метода лечения двигательных нарушений, получившего название Войта-терапия.

Спектр действия Войта-терапии

Благодаря широкому спектру действия Войта-терапия приносит пользу пациентам любого возраста и с самыми разнообразными заболеваниями, такими как:

• церебральные парезы
  • сколиозы позвоночника
  • вывихи и дисплазии тазобедренного сустава

Даже при ярко выраженных церебральных двигательных нарушениях механизмы выпрямления или опорные функции и коммуникационные способности испытывают заметное положительное воздействие и изменяются. Войта-терапия может использоваться в качестве основного лечения в рамках физиотерапии практически при любом двигательном нарушении и при многочисленных заболеваниях, например:

Центральные нарушения координации в грудном возрасте

• Двигательные нарушения вследствие повреждений центральной нервной системы (церебральные парезы, апоплексия, рассеянный склероз и др.)
  • Периферийные параличи рук и ног (напр., плексус-парезы, расщепление дужек позвонков, поперечный паралич и др.)
  • Различные заболевания мышц
  • Заболевания и ограничения функции позвоночника, например искривление позвоночника (сколиоз)
  • Повреждения плеч и рук, бёдер и ног, носящие ортопедический или травматологический характер
  • Сопутствующее лечение патологического развития бёдер (вывих / дисплазия тазобедренного сустава)
  • Проблемы с дыхательной, глотательной и жевательной функциями

Активация вегетативных и других автоматических реакций

С помощью рефлекторной локомоции, наряду с «большими» двигательными процессами, также можно активировать определённые реакции, например:

• отведение взора (глазная моторика)
  • движения языка, челюсти (ротолицевая моторика),

а также вегетативные функции, например:

• регуляция работы кишечника и мочевого пузыря
  • дыхание
  • сосание и глотание,

и воздействовать на них.

Крик грудного ребёнка в Войта-терапии

Активированное состояние, на достижение которого направлена терапия, у грудных детей во время процедуры часто выражается в виде крика. Естественно, это смущает родителей и наводит их на предположение, что они «делают ребёнку больно». Однако крик является важным  и адекватным средством выражения у пациентов в этом возрасте, которые таким образом реагируют на непривычную активацию. Как правило, после короткого периода привыкания крик перестаёт быть таким интенсивным, и в перерывах между упражнениями и после процедуры дети сразу же успокаиваются. В старшем возрасте, когда дети могут выразиться с помощью языка, они тоже уже не кричат.

О Войта-терапии во взрослом возрасте

С помощью Войта-терапии стремятся восстановить доступность ранее здоровых двигательных моделей с целью предотвращения последствий, таких как боли, ограничение функциональности и силы. В качестве желаемых сопутствующих эффектов при каждой процедуре возникают импульсы, которые оказывают активирующее действие на высшие кортикальные функции (мотивация, концентрация, выносливость, становление речи, разнообразие деятельности, сенсорика и психика).

Важнейшей целью Войта-терапии является восстановление у пациента компетенции в повседневной жизни, то есть лечение должно вернуть пациенту способность как можно лучше участвовать во всех видах деятельности, которые от него требуют семья, школа, профессия, досуг и т. п.

vojta-terapiya-01 vojta-terapiya-02 vojta-terapiya-03.jpg