Задержка психоречевого развития – это комплекс расстройств, обусловленных одновременным отставанием в развитии речи и психики ребенка. Данное нарушение всегда проявляется в виде задержки эмоционального, интеллектуального и речевого развития.
Важно отметить, что задержка психоречевого развития не является независимым заболеванием; ЗПРР – это следствие первоначальных нарушений развития головного мозга и ЦНС, что в итоге приводит к изменениям темпов всего психического развития и затрагивает следующие компоненты:
- память;
- внимание;
- мышление;
- речь;
- эмоционально-волевую сферу;
- поведение.
Задержка психоречевого развития не является синонимом умственной отсталости ребенка. Ключевое различие в том, что ЗПРР поддается коррекции и компенсации, в то время как умственная отсталость не исправляется. Сложности могут возникнуть, если не своевременно обратиться к специалисту, т.к. проблемы с речью и когнитивный дефицит имеют стойкую динамику к увеличению.
Синдром ЗПРР определяется врачом (психиатром, неврологом) на основании присутствующих симптомов. После определения вида психоречевой задержки разрабатывается индивидуальный план коррекции, а также возможное направление в специализированный детский сад, школу или группу развития (если речь идет об учреждении комбинированного типа).
В нашем центре с детьми с ЗПРР работает команда специалистов: невролог, логопед-дефектолог, нейропсихолог, инструкторы лечебной и адаптивной физкультуры.